Программа предназначена для автоматического, автоматизированного и ручного управления осветительными приборами по интерфейсу DMX. В качестве преобразователей используются
Количество адресов DMX практически ничем не ограничено, однако если приборов очень много - десятки тысяч, то целесообразно разбить такую инсталляцию на несколько раздельных каскадов и управлять каждым каскадом с отдельного компьютера.
Программа применяется для светового оформления развлекательных мероприятий, зон светового оформления, светового оформления концертов и спектаклей, управления световой иллюминацией цветомузыкальных фонтанов, автоматического управления декоративным освещением новогодних ёлок и площадей перед ними, световой рекламы. Удобное дистанционное управление позволяет использовать ФАРУ для управления освещением на крупных объектах.
Светом можно управлять сразу после определения таблицы адресов. Воспользуйтесь утилитой "Мастер генератор сэмплов (SamleMaker)". Мастер создаёт готовый набор световых сэмплов и скрипт для управления этими сэмплами с помощью простого МЕНЮ
Фара предоставляет художнику по свету отличные инструменты для создания динамичных световых картин, в ней предусмотрено автоматическое управление светом по времени, по событиям и от музыки. Любая задумка художника по свету может быть быстро реализована - что открывает возможности для творчества поистине неограниченные, так как любую сцену легко и быстро можно изменить, заменить или создать снова.
Удобное оперативное управление приборами позволяет быстро создать сцену и сохранить её с помощью функции скриншота DMX в виде статической сцены. Скриншот DMX можно использовать и в том случае если подключен внешний пульт. Сцену можно создать на пульте, а в ФАРЕ сохранить скриншот DMX и потом запускать его.
Возможно удалённое управление программой при помощи DMX световых пультов, MIDI контроллеров, через интернет или с помощью пультов дистанционного управления.
Одной из ключевых особенностей является то что абсолютные адреса DMX программой FARA не используются. Для адресации приборов используются имена которые определяют прибор в библиотеке приборов. Это значительно упрощает процедуру замены приборов на другие. Даже если стартовый адрес и таблица адресов прибора не соответствует заменяемому, нужно только оставить без изменения имя прибора и названия адресов каналов DMX. В этом случае все сэмплы, в которых используется этот прибор будут продолжать работать так, как будто никакой замены не было. Назначить имена для приборов и каналов DMX можно при помощи утилиты DJLib которая находится в папке с установленной программой. Во время первого запуска ФАРЫ - DJlib запускается автоматически. Так же DJlib будет запущен автоматически если файлы библиотеки приборов fixture.lib или fixture.dmx не будут обнаружены. Следует заметить что если у прибора несколько адресов одинакового цвета, то такие приборы лучше описать как несколько приборов. Например светодиодные рампы имеют несколько секций RGB. Такие секции нужно описать как отдельные RGB приборы, это позволит составлять бегущие огни по отдельной рампе. Если составить из таких рамп матрицу то на неё можно выводить рисунки, тексты или видео. Из-за низкой скорости DMX и ограниченного количества адресов качество изображения будет не очень высоким. Но текст писать вполне реально
Если программа устанавливается на переносной компьютер и/или её предполагается использовать на нескольких площадках, то рекомендуется установить для каждой площадки свой экземпляр FARA в свою папку, в этом случае адреса DMX могут быть разными, а программы, при правильном выборе имен приборов и названий адресов для каналов DMX, - одинаковыми.
Управление приборами осуществляется сэмплами в которых описываются правила по которым меняется свет. Каждый сэмпл - это отдельный файл. Сэмплы могут быть объединены в Сцену, Список или в Аудио Трэк. Кроме этого предусмотрено программное управление при помощи версии встроенного интерпретатора с языка Бэйсиик. В случае необходимости, Фара может работать самостоятельно без участия оператора, она подбирает сэмплы соответствующие текущей динамике музыки которые предварительно записаны в необходимую папку.
Для оперативного управления можно использовать однострочные функции. С их помощью можно назначать параметры на любую ручку напульте дистанционного управления. Например яркость можно назначить на ручку DMX 1 функцией для яркости Remote(1)/2.55, а скорость движения бегущих огней на ручку DMX 2 командой Remote(2)/25.5 - в этом случае время шага будет изменяться от 0 до 10 секунд.
Фара имеет возможность разнообразной обработки музыки что позволяет использовать её для управления световыми приборами устанавливаемыми на концертах и концертных площадках, цветомузыкальных фонтанах, автоматизированного, декоративного освещения зон отдыха с музыкальным оформлением или без такового, освещения рекламы.
В папке с установленной программой есть два специальных файла которые, при необходимости настраиваются пользователем для правильной работы программы - autorun.bas и blackout.sc1 Если эти файлы не нужны - их можно удалить. После запуска FARA выполняет программу autorun.bas если она есть в папке с программой. В этой программе можно запустить сэмплы для включения свитчерных каналов, например питание сканеров выполнить предварительную настройку программы, запустить меню или даже просто вывести на экран напоминание. Файл blackout.sc1 выполняется при очистке панели. В него можно записать сэмплы которые нужно выполнить при выполнении blackout например установка подвижных приборов в начальную позицию или очистка каналов которые недоступны программе. Файл blackout.sc1 выполняется только для панели на которой выполняется blackout.
Два экземпляра программы на одном компьютере одновременно не запускаются, при попытке запуска второго экземпляра программы - окно запущенной Фары становится видимым если оно было скрыто.
В программе есть возможность управления некоторыми элементами механизации сцены - например открытие занавеса. Эти возможности становятся доступными при наличии специального оборудования.
Для установки программы нужно запустить инсталлятор FaraLightInstaller.exe. Если установка производится первый раз, то, для регистрации файлов ФАРЫ, нужно запустить инсталлятор от имени администратора. Регистрация файлов нужна для запуска сэмплов простым кликом на имени файла в проводнике Windows. Если прогрограмма уже была установлена - будет предложено выполнить обновление. Обновляются только файлы программы, сэмплы и папки не изменяются.
Программа устанавливается в выбранную папку (как правило C://fara/), кроме программы в эту же папку устанавливаются дополнительные программы и утилиты. Все необходимые файлы содержатся внутри папки fara и поэтому для создания резервной копии просто скопируйте всю папку fara в другое место или под другим именем.
Перед запуском программы нужно подключить к компьютеру все используемые контроллеры, если их больше чем один.
Запустить программу можно прямо из папки C:\fara\fara.exe. Если программа запускается первый раз - то будет предложено запустить библиотекарь для создания списка приборов. В библиотекаре создаём список приборов в котором указываем соответствие имени прибора - его адресу. Тип прибора выбираем из правой половины - библиотеки приборов. Если необходимого прибора нет - то создаем новый прибор. Нажимаем в меню НОВЫЙ ПРИБОР, заполняем название производителя и название прибора и нажимаем записать. В последней колонке записываем список используемых адресов. Список адресов это простой текст. Каждая строка состоит из номера адреса DMX прибора начинается от 1. затем, через запятую название адреса. Если необходимо, в строку можно добавить ключевые слова bright, blackout, default число, relay которые указывают ФАРЕ что эти адреса имеют дополнительные параметры.
Один адрес может иметь несколько названий, а вот использовать одинаковое название для нескольких адресов или индексов нельзя. Все используемые названия в одном приборе должны быть разными.
Имена приборов тоже имеют очень важное значение. В выпадающем списке можно сразу выбрать название. Библиотекарь автоматически добавляет к названию прибора цифровой индекс.По окончании создания списка приборов нужно нажать команду ЗАПУСТИТЬ ФАРУ.
Предлагаются следующие
Contra | приборы расположенные сзади артистов, для танцпола можно назвать приборы расположенные вокруг танцпола. |
SideLeft | приборы расположенные сбоку от артистов на башнях или прострелах слева |
SideRight | приборы расположенные сбоку от артистов на башнях или прострелах справа |
Front | приборы освещающие артистов спереди |
FrontLeft | приборы освещающие артистов спереди слева |
FrontRight | приборы освещающие артистов спереди справа |
Stage | приборы расположенные на сцене или спец эффекты |
Head | приборы с подвижным корпусом |
Приборы можно называть любыми удобными именами. Не рекомендуется использовать символ пробела в названии приборов.
После назначения адресов нужно открыть нужный генератор сэмплов и создать сэмпл, затем сохранить сэмпл в файл и запустить созданный сэмпл на любой панели. Можно просто нажать F1 или F2 для запуска на левой или правой панели.
Можно воспользоваться генератором сэмплов УТИЛИТЫ - МАСТЕР-ГЕНЕРАТОР СЭМПЛОВ (Sample Maker). С помощью этого мастера можно быстро создать набор сэмплов для вашего набора приборов. После окончания работы мастера, созданные сэмплы можно запускать на любой панели. Нужно помнить что для включения света могут понадобиться дополнительные команды например открыть SHUTTER у сканеров или установить DIMMER в значение более 0 на некоторых RGB приборах. Утилита создаёт сэмплы для всех приборов которые есть в библиотеке, поэтому сначала нужно создать библиотеку приборов. Если библиотеку приборов нужно изменить - то после этого можно снова запустить SampleMaker и он снова создаст все свои сэмплы для всех приборов, в том числе и для новых
Основной принцип ФАРЫ - "Всё файл", поэтому важное значение занимает правильная органиизация файлов. Для облегчения работы со светом необходимо создать в папке \Samples\ папку с названием мероприятия, а в ней создавать папки с компонентами света. В самой папке мероприятия нужно размещать только готовые списки или трэки которые можно запустить одним сэмплом. Это позволит запустить папку менроприятия в виде меню в котором каждой строчкой будут сэмплы
Все сэмплы должны находится в папке "\SAMPLES\" или во вложенных в неё папках, которая находится в папке с файлом программы. Если сэмпл находится не в этой папке - он не может быть выполнен в автоматическом режиме и к нему нельзя привязать "горячую клавишу".
Если Сэмплы размещать в других папках - трудно сохранить резервную копию. но это не запрещено и даже очень удобно сэмплы в которых запускаются меню или другие управляющие команды размещать на рабочем столе для быстрого доступа.
Рекомендуется, для каждого мероприятия создавать новую папку в папке \SAMPLES\.
Fara.exe | Главное окно программы. |
ArtNetReciver.exe | Программа для обмена данными по протоколам DMX и Art-Net |
AutolightMaker.exe | Утилита для создания структуры папок для автоматического управления светом |
DJLib.exe | Библиотекарь |
FaraRemote.exe | Фейдерный пульт управления ФАРОЙ |
Ramp.exe | Восьмиканальный индикатор RGB, для контроля и моделирования DMX или Art-Net |
RandomPictureGenerator.exe | Создание рисунков используя алгоритм генерации случайных чисел, создаёт картинки для сэмпла "Из картинок". |
SampleMaker.exe | Утилита для создания набора управления света. |
scenario.exe | Программа создания и управления светом по сценарному плану. |
sequence.exe | Утилита для создания списка файловой структуры из сценария |
VIrtualDevice.exe | Программа для вывода на дисплей монитора |
ESC | Сделать активным главное окно программы. |
F1 | открыть файл помощи |
F2 | - |
F3 | открыть план размещения приборов |
F4 | открыть редактор "горячих клавиш" |
F5 | открыть DMX монитор |
F6 | открыть протокол программы |
F7 | открыть окно регулировки звука |
F8 | Открыть Панель управления (Single) |
F9 | Открыть окно прямого управления приборами и screenshot |
F10 | заблокировать/разблокировать клавиатуру |
F11 | Настройка для левой панели |
F12 | Настройка для правой панели |
TAB | переключить активную панель, для клавиш |
Shift+F1 | Настроить кроссфейдер для левой панели |
Shift+F2 | Настроить кроссфейдер для правой панели |
alt+F1 | Загрузить сэмпл для левой панели |
alt+F2 | Загрузить сэмпл для правой панели |
alt+F4 | Выключить ФАРУ |
alt+F11 | Очистить Левую панель и запустить blackout |
alt+F12 | Очистить правую панель и запустить blackout |
ctrl+F1 | Переключить режим для левой панели(Обычный/Соло) |
ctrl+F2 | Переключить режим для левой панели (Обычный/Соло) |
ctrl+F5 | Открыть DMX in монитор |
ctrl+F9 | Настройки DMX контроллеров |
ctrl+влево | включить кроссфейдер влево |
ctrl+вправо | включить кроссфейдер вправо |
ctrl+пробел | пауза активной панели, без выключения cэмпов |
влево | перемещать кроссфейдер влево |
вправо | перемещать кроссфейдер вправо |
alt+влево | кроссфейдер влево импульс |
alt+вправо | кроссфейдер вправо импульс |
вверх | увеличить Мастер (яркость) |
вниз | уменьшить Мастер (яркость) |
Прежде всего нужно настроить патч - соответствие названий приборов и их функций, адресам в протоколе DMX. Для этого нужно воспользоваться утилитой "Библиотекарь". После первого запуска программы он запустится сам.
Левый блок - список приборов используемый программой управления светом.Правый блок - библиотека. Для создания простого патча - выбирите в библиотеке нужный прибор и дважды кликните на нём, прибор будет добавлен в конец списка приборов. После окончания нажмите кнопку сохранить. Если нужного прибора не оказалось - можно добавить новый прибор, а затем добавить его в список. Для дублирования прибора просто нажимайте кнопку "+" выше списка приборов, адреса будут посчитаны автоматически, также автоматически будет добавляться индекс в названии прибора, поэтому в названиии первого прибора всегда добавляйте 1 в конец, например "Front-1".
Управление потоками
Если приборов много то нужно выбрать поток и адрес. Для настройки потока можно воспользоваться возможностью управления потоками. Так новый поток можно настроить как первый а затем сохранить его в файл и загрузить на место. Также можно сделать если потоки нужно поменять местами. Просто сохраните оба потока в файлы, а затем загрузите на место нужного потока.
Ещё одна возможность - создание локального патча.
Этой возможностью удобно пользоваться например для голов B-Eye. Светодиоды в таких головах управляются все вместе (RGB )или по отдельности. Для возможности раздельного управления нужно создать большое количество RGB приборов. Каждый прибор - отдельная секция B-EYE, но в этом случае в патче появится большое количество приборов, которые далеко не всегда нужны. В этом случае можно воспользоваться локальным патчем - очищаем список приборов и создаём новый в котором есть только приборы RGB - каждая секция B-EYE (внимательно выбирайте адреса секций). Можно включить сюда ещё и dimmer. Сохраняем вновь созданный патч "Файл - Сохранить патч в файл". Затем, в ФАРЕ, при создании например бегущих огней, загружаем локальный патч в меню "Файл - Патч - Загрузить локальный" в списке приборов будут только секции B-EYE, и их будет легко найти. После сохранения сэмпла можно вновь загрузить глобальный патч.
Таким-же образом можно поступить с многосекционными светодиодными рампами, чтобы не загромождать глобальный патч - вынести секции таких рамп в локальный патч. Локальных патчей может быть много, разных, никаких ограничений на применение нет.
Ещё одним фокусом является дублирование функций - например ламповые прожекторы. В глобальном патче, используем как просто прожектора с белым светом (white), однако для них нельзя сделать бегущие огни - в них нет RGB. Создаём локальный патч в котором эти приборы используются как прожектора с одним адресом "R". В этом случае в бегущих огнях эти прожекторы появятся и для них можно сделать бегушку. Бегушка будет бегать только если она красная. Так-же можно решить проблему для сканеров с цветовым колесом - объявить их адрес "Яркость" в локальном патче как "R" или "G" или "B"
Во многих системах управления светом сначала создаются сцены котоые затем можно использовать для построения световой картинки. В ФАРЕ есть готовые сцены в которых нет приборов, из-за этого такие заготовки называются Сэмплы. Любой сэмпл создаёт свою группу приборов, поэтому в ФАРЕ удобнее чтобы каждый прибор имел свой адрес. В сэмплах выбираются световые приборы и описываются правила их поведения. Каждый сэмпл хранится в отдельном файле. Имя файла задаётся пользователем, а расширения определяют к какому сэмплу относится этот файл. Для каждого сэмпла формат файла свой и они не одинаковые, поэтому изменять расширение нельзя. Сэмплы, предназначенные для регулирования яркости света используют только адреса DMX с названиями R, G, B , соответственно красный, зелёный, синий, остальные адреса не используются и могут быть изменены только в сэплах статического света, "Бликах" или при помощи функций в Бэйсике или однолинейных функциях.
Функционально Сэмпл статического света используется аналогично сценам в большинстве световых пультов.Однако функции значительно расширены - Сэмпл состоит из трёх страничек "Старт", "Значения", "Стоп" с помощью которых можно очень гибко управлять поведением света. Не обязательно заполнять все страницы, достаточно заполнить только необходимую, например если нужно включить свитчер, то нужно заполнить включение только на странице СТАРТ. А если нужно выключить свитчер, то можно заполнить значения только на страничке СТОП или на страничке СТАРТ установить значения для выбранных адресов=0 и включить галочку. С помощью этого генератора можно на любые адреса приборов посылать любые данные. На странице "Опции" регулируются параметры запуска сэмпла. А также устанавливаются флажки характеристик. На странице "Старт" Устанавливаются значения для используемых параметров приборов. Для того чтобы параметр был включен при выполнении необходимо установить флажок напротив выбранного параметра. Страница "Старт" используется для подготовительных включений, например для подачи питания на нужную линию - типа включение зеркального шарика. Значения на странице "Старт" включаются сразу, без нарастания. На странице "Значения" для необходимых приборов устанавливаются требуемые значения. Значения плавно увеличиваются со скоростью указанной в параметрах сэмпла. Страница "стоп" используется для выключения указанных на ней приборов. На отмеченные адреса будет плавно послано указанное значение c заданной скоростью.
На любую страничку можно сделать "скриншот DMX" текущие значения DMX которые не равны нулю будут записаны во все приборы.
На страничках "Старт" и "Значения" в качестве значения можно указать однострочную функцию, в результате прибором можно управлять с внешнего пульта или реагировать на изменения возникающие в приборах.
Ещё одна интересная возможность - случайный выбор значений. Для этого нужно использовать функцию random(255), в скобках указывается максимальное значение. Если эту функцию вставить на страничке "Старт" то она будет вызвана только один раз, а если на страничке "Значения" - то будет вызываться всё время пока работает сэмпл.
Будьте внимательны - если ввести значения для одного и того же адреса на страницах "СТАРТ" и "ЗНАЧЕНИЯ" то на этот адрес будет выведено сначала цифра указанная на странице "СТАРТ", а затем через установленное время задержки выполнения старта, будет плавно нарастать от 0 до указанного уровня на странице "ЗНАЧЕНИЯ" в результате свет моргнёт.
Ещё одна опасность может возникнуть при переключении сэмплов на одной панели, когда выключаемый сэмпл пытается убавить значения на приборах, а включаемый увеличивает эти значения. В результате может оказаться не тот эффект которого ожидали.
Генератор предназначен для создания сэмплов с плавным изменение цвета. Скорость и направление изменения выбираются случайно. Стартовый цвет указывается на странице параметров сэмпла. Диапазон изменения показывает на сколько цвет может изменяться от стартового в градусах по цветовому кругу. Максимальное значение +- 180, в этом случае изменяться будет по всему кругу, на любой цвет. Если поставить 0, то цвет изменяться не будет. Во время работы сэмпла используются только адреса приборов с именами R, G, B, (красный, зелёный, синий) другие адреса не используются. У сэмпла есть возможность синхронного запуска с другим сэмплом если установить галочку "Только для включенных приборов". В этом случае после запуска сэмпл будет управлять только теми приборами у которых адреса R или G или B будут включены. Это можно использовать например при загрузке картинки на матрицу и затем эта картинка будет изменять свой цвет. Спад после стопа определяет время выключения приборов, если это время поставить 0 - то приборы останутся включенными последним светом. Эффект можно модифицировать при помощи закладки "Групповые эффекты" Фаза - сдвигает цвет следующего прибора, Затухание - вызывает ослабление яркости каждого следующего прибора, сдвиг цвета - соответственно сдвигает цвет по цветовому кругу Выбор первого прибора определяет от какого прибора будут начинаться групповые эффекты, Функция реверса - разворачивает групповые эффекты.
Генератор предназначен для создания сэмплов на основе сканирования рисунка. Во время работы выбранный рисунок сканируется в указанном направлении и цвет пикселей рисунка передаётся на выбранные приборы. Используются только адреса приборов с именами R, G, B, (красный, зелёный, синий) другие адреса не используются. Если назначенный стартовый цвет сэмпла отличается от черного - то палитра рисунка будет смещаться по цветовому колесу на выбранный цвет.
Можно использовать любой свой рисунок, для загрузки нажмите на рисунок внизу редактора. Картинка, которая используется в сэмпле сохраняется в файле сэмпла. Рекомендуется использовать картинки размером 200 на 200 пикселей, но это не принципиально, только в целях экономии памяти.
Сэмпл переключает уазанные адреса приборов в случайном порядке. Регулируются параметры порядка и режим работы сэмпла. Можно получить эффект от случайного стробоскопа на группе приборов до плавного перелива света в случайном направлениии. С помощью режима работы можно просто включить группу приборов, включение будет в случайном порядке, или выключить её. Дополнительные возможности появляются при использовании "Хаоса" в сэмпле "Комбинатор" с другими сэмплами, например с радугой или генераторами цветомзыкальных эффектов.
Сэмпл берёт указанный пиксель или несколько пикселей с экрана монитора и передаёт их выбранным прожекторам. Удобно передавать видео или создавать цветомузыку на основе программ - визуализаторов музыки. При помощи регуляторов можно корректировать получаемый цвет и динамику.
Создание группы приборов. С помощью этого сэмпла осветительные приборы можно объединить в группу с определенным количеством строк и столбцов. Предназначен для использования светодиодных лент RGB DMX, но можно использовать для создания группы приборов. На страничке "Матрица" нужно выбрать количество строк и столбцов, а затем перетащить на созданные кнопки необходимые приборы из левого столбца. Используются только приборы у которых есть адреса с именами R,G,B другие адреса не используются. Если включить галочку "вывести на прибор" то при нажатии на кнопку, на назначенный прибор, на адреса R,G,B будет выведено максимальное значение 255, а при отпускании кнопки =0.
На страничке "Режим работы" нужно назначить режим. Сэмпл выполняет только один режим - тот который который был включен при сохранении.
Режим "Сдвиг/Очистка" сдвигает включенные приборы по матрице согласно выбранному правилу.
Галочка "Выключить приборы по СТОП" предназначена для выключения приборов во время остановки сэмпла, если эту галочку очистить то приборы остануться в том состоянии в котором их настигла команда остановки сэмпа. Режим необходим для загрузки на матрицу картинок. После загрузки картинки, матрицу можно очистить другим сэмплом для этой матрицы. Можно после загрузки картинки запустить сэмпл "РАДУГА" для всех приборов матрицы с включенным режимом "только для включенных приборов".
Режим "Манипуляции с картинками" позволяет вывести на матрицу приборов выбранный файл - картинку. Картинки следует выбирать соответствующего размера - близкого к размеру матрицы. Страничка "загрузка" - просто включает выбранную картинку на матрицу. Страничка "Вращение" позволяет вращать картинку на матрице, картинки и матрицу преднзначенные для вращения, желательно выбирать с нечетным количеством столбцов и строк чтобы был явный центр. Страничка "сдвиг" перемещает картинку по матрице. Можно перемещать картинки с текстом.
Повтор света с задержкой. Цвет RGB который включается у мастера - повторяется на приборах в порядке очереди в списке. Каждый прибор может быть использован только один раз, но любой прибор сам может быть мастером в другом сэмпле Эхо. Опция "Игнорировать цвет" - позволяет использовать одноцветные приборы. Сэмпл можно использовать для создания группы приборов. Для этого нужно время задержки шага поставить 0.
На основе этого генератора создаются бегущие огни для любого количества приборов. Используется только адреса приборов с именами R, G, B, (красный, зелёный, синий) другие адреса не используются. Если задан цвет шага, то этот цвет не изменяется ни при подстройке сэмпла ни в автоматическом режиме. Бегущие огни могут работать как в обычно режиме - последовательно переключая заданные шаги, так и в режиме случайного выбора шага. В таком режиме можно сделать например звездное небо. Кроме того есть возможность изменять цвет бегущих огней в режиме радуги - когда цвет плавно переходит в другой или в режиме случайного выбора цвета, в этом случае каждый следующий шаг будет с новым цветом.
С помощью эффекта -"Период шагов" можно сделать бегущие огни прерывистыми. Красиво смотрится этот эффект с большим временем затухания шага. Шаги выполняются указанное количество раз, а затем пауза, вторая цифра, раз.
Сэмпл предоставляет возможность прямого, мгновенного включения (или выключения) любого адреса DMX который описан в библиотеке. Сэмпл удобно использовать для ручного включения генераторов спец эффектов (дым,снег и т.д.), включения стробокопов, блиндеров, создания ярких вспышек группой приборов. Используются фиксированные комбинации клавиш Ctrl+цифра или буква. В первом столбике выберите необходимую комбинацию клавиш, во втором столбике нужный прибор, на страничке "Значения" установите необходимое значение для этого канала. На страничке "Параметры" выберите режим сэмпла при запуске. Можно создать несколько сэмплов с разными параметрами запуска и объединить их в СЦЕНУ. В этом случае параметры запуска "Бликов" нужно зафиксировать. Во время редакции можно нажать необходимую комбинацию клавиш и она будет сразу активирована. Есть небольшая хитрость - если во время выключения первым отпустить ctrl а затем клавишу - то Блик останется включенным. А если первой отпустить клавишу а затем ctrl то Блик выключится. Этим можно пользоваться. Если установлена галочка "Сэмпл не выключать" - сэмпл остается включенным во время очистки панели, но включенные каналы могут быть выключены сэмплом очистки DMX. Если сэмпл необходимо отключить - то эту галочку нужно очистить на форме "Настроек".
Спектроанализатор позволяет создавать сэмплы которыереагируют на музыку. Источником звука является линейный вход компьютера, микрофон или дополнительный модуль MSGEQ7 с интерфейсом USB. Для каждой полосы спектра назначаются приборы у которых есть RGB. Допустимо назначать на один и тот же прибор несколько полос анализатора, можно с разным цветом.
В основе алгоритма работы спектроанализатора "Вектор" лежит вращение цвета по цветовому кругу. Это позволяет получать только чистые цвета без засветок. Несколько режимов и настраиваемых параметров позволяют получить огромное разнообразие очень красивых цветовых сцен c различной динамикой. "Вектор" слабо реагирует на громкость звука и поэтому его хорошо применять в комплексе с сэмплами реагирущими на уровень звука например "Level", "Эхо". Эффект можно модифицировать при помощи закладки "Групповые эффекты" Фаза - сдвигает цвет следующего прибора, Затухание - вызывает ослабление яркости каждого следующего прибора, сдвиг цвета - соответственно сдвигает цвет по цветовому кругу Выбор первого прибора определяет от какого прибора будут начинаться групповые эффекты, Функция реверса - разворачивает групповые эффекты. В любую строку групповых эффектов может быть записана функция, например - зависимость от громкости звука band(0)
В этом сэмпле устанавливается частотная полоса спектра звука, при наличие сигнала в этой полосе включаются выбранные приборы. Эквалайзер на панели регулировки звука не влияет на работу сэмпла.
Позволяет организовать из приборов измеритель уровня сигнала или состояние байта в адресе DMX или REMOTE. Источник - функция по умолчанию SoundLevel, но можно указать и любую другую, например BAND(1) будет показывать уровень самой низкочастотной полосы спектроанализатора, а DMX(1) будет показывать состояние в адресе DMX(1).
В этом генераторе создаются любые перемещения приборов с подвижным корпусом. Используются адреса с именами PAN, TILT, PAN FINE, TILT FINE, SPEED PANTILT. Остальные адреса не используются. Все расчеты точек передвижения выполняются для 16 битного позиционирования, если у прибора 8 битное позиционирование - то у него есть только адреса с названиями PAN и TILT, на них посылается старшая половинка значения. После окончания работы сэмпла приборы остаются в последней позиции или возвращаются в указанную позицию. Скорость работы прибора устанавливается на странице параметров сэмпла и передаётся на прибор по адресу с названием "SPEED PANTILT".
Есть возможность оперативно передвигать прибор в позицию с выбранными координатами, следует заметить что если в это время будет работать сэмпл использующий эти приборы - они будут конфликтовать и реальная позиция может оказаться искажена. Передвигать прибор можно клавишами управления курсора или на планшете для мышки. Если удерживать клавишу CTRL и регулировать клавишами курсора - то значения изменяются шагами по 255, эта возможность позволяет оперативно управлять приборами с восьмибитным позиционированием PAN и TILT.
На страничке "Фигура" выбираем способ позиционирования "Вписанные фииуры", "Спираль","Догонялки", "Эллипс" или "Полигон". Если выключить галочку "Выполнять циклически" то фигура будет выполнена только один раз, а прибор остановится в последней точке. Исключение - "Догонялки" и "Случайные точки" во вписанных фигурах, эти сэмплы независимо от галочки "Выполнять циклически" будут работать всё заданное время.
Вписанные фигуры строятся внутри четырёхугольника которыйзадаётся четырьмя угловыми точками.
Спираль задаётся точкой центра и максимальной точкой в которой спираль закончится.
Догонялки передают DMX адресам PAN, PAN fine, TILT, TILT fine значения в соответствии с указанной функцией. Выбор мастера влияет только на кнопку "сбросить" - значения координат берутся у мастера.
Эллипс строится по трём точка - две точки - это точки полуосей и точка центра фигуры. Время обрисовки эллипса - это время за которое прибор должен пройти всю фигуру. Кроме того точки полуосей могу вращаться вокруг точки центра. Задаётся угол на который будет повернута фигура и время одного шага, в течении этого времени фигура не поворачивается.
Полигон - это набор точек на которые будет направлен прибор. Для каждой точки можно задать индивидуальную скорость движения 0..255 (посылается на адрес SPEED PANTILT ) и индивидуальное время остановки в этой точке в секундах. Если эти параметры не нужны - то в ячейки нужно записать -1.
Это сэмпл разрабатывался для управления сканерами или головами как световой пушкой. Головы сначала нужно настроить на площадку, затем установить начальную точку - в которую они будут перемещены во время запуска сэмпла. Настройка координатного планшета может быть загружена из другого файла трэкспота в виде ссылки. Таким образом можно быстро перестраивать все трэкспоты на любую площадку. Кроме того - если движение приборов организовывать через пару Трэкспот-Модулятор, то ссылкой можно быстро настроить вообще всё движение приборов.
Для управления выбранными головами можно назначить внешние (DMX in) пульты или внутренние из области DMX или скрипты.
Сэмпл можно использовать просто для позиционированя приборов в выбранную точку.
В сэмпле предусмотрена коррекция положения луча если прибор оказался сбит или артист встал не на ту точку.
Можно управлять положением в окне настройки сэмпла, при помощи координатного планшета. Можно запускать несколько сэмплов - в таком слючае нужно предусматривать различное управление для каждого сэмпла.
Если вариантов движения сканеров нехватает - их легко можно увеличить с помощью этого сэмпла.
Сэмпл позволяет накладывать одну фигуру перемещения (или просто точку) на другую. В результате такого объединения возникают новые фигуры движения. Например если сканеры перемещались по прямой, а в модуляторе мы выберем круг - то сканеры будут перемещаться по прямой, а сама прямая будет перемещяться по кругу. Таким образом - накладывая формы, мы получаем практически неограниченное количество вариантов перемещений.
Сэмпл модуляции дожен находится на панели ниже чем основной сэмпл перемещения. Для передвигания их в списке на панели можно воспользоваться всплывающим меню сэмпла, там есть пунктики для перемещения вниз или вверх.
Ещё один вариант использования - Установить точку на сцене с помощью группы точек, допустим на ведущих. А затем включить модулятор, приборы придут в движение, выключить модулятор - приборы вернутся в первую точку.
Предназначены для одновременного или последовательного запуска нескольких сэмплов или Сцен. Если запускаются Сцены, убедитесь что не произойдёт перекрестный циклический вызов Сцены. В этом случае может произойти аварийное завершение работы программы из-за переполнения памяти. Для каждого сэмпла устанавливаются необходимые параметры. Палитра и время работы сэмпла изменяются в соответствии с указанными. В автоматическом режиме палитра может быть изменена если не установлен флажок "Фиксированный".
В Сцену могут быть включены файлы программ (*.bas), при запуске программы из Сцены, текущая программа, если она выполнялась, будет остановлена и перезагружена программой из Сцены, будьте внимательны при запуске программ! Тексты программ которые используются в Сцене также как и сэмплов, должны находится в папке \SAMPLES\.
Есть возможность циклического выполнения списка в Сцене, для этого нужно включить галочку "Выполнять циклически" повтор выполнения Сцены начнётся только после завершения выполнения всех сэмплов в текущем цикле.
СЦЕНУ можно создать кнопкой "Создать Сцену" в меню панели. Все сэмплы которые в это время загружены на панели будут включены в новую Сцену.
Сэмп позволяет создать световое шоу привязанное к аудиотрэку. В открывшемся редакторе загрузите аудиофайл. На трэках сверху и снизу от аудио загрузите необходимые световые сэмплы. Начала и концы сэмплов установите на необходимые позиции в трэках. Для масштабирования можно использовать комбинацию клавиш alt+ctrl (именно в такой последовательности нужно нажимать). В окне будет показано только 20 секунд трэка. Управление запуском воспроизведения осуществляется кнопками проигрывателя. Можно сделать трэк без аудио, для этого нужно задать время работы трэка выбрав соответсвующий пункт в меню или кликнув на указателе времени "Длина" "Трэка". Если трэки собрать в меню - получится плэйлист в котором одновременно запускается звук и свет.
Сэмпл предназначен для объединения двух или более сэмплов в один. Один сэмпл отвечает за включение прибора, а другой за цвет который будет на приборе. Например если в формацию включить сэмпл "Бегущие огни", а в цвета назначить радугу - то в результате бегущие огни будут бегать с цветом радуги. Ещё эффектней будет объединение сэмпла LEVEL и цветомузыки, например ВЕКТОР. В результате можно получить эффект в котором количество включенных приборов буде определяться сэмплом LEVEL а цвета регулироваться сэмплом ВЕКТОР
Созданные сэмплы хранятся в папках \Папка с Фарой\SAMPLES\ и ниже. Папки можно создавать по типам сэмплов, по спектаклю, по номеру или по другим параметрам. Запустить сэмпл на выполнение можно несколькими способами.
Если время работы сэмпла установлено "-1" то сэмпл будет выполняться пока его не выключат. Если указано время работы больше нуля, то сэмпл автоматически выключится по истечении заданного времени.
Включение сэмплов на панели зависит от включенного режима. Режимов два - "Обычный" режим все сэмплы включаются и выключаются по получении команды. и "Соло", в этом режиме все остальные включенные сэмплы, на панели выключаются, а вновь включаемый запускается.
Для ускорения доступа к нужным сэмплам можно назначить сэмпл на горячую клавишу. В качестве горячих клавиш можно использовать клавиши на клавиатуре на которых есть буквы латинского алфавита и цифры, клавиши со специальными символами использовать в качестве горячих нет возможности.
Горячие клавиши работают только когда активно главное окно программы, а запускаемый сэмпл будет помещён на активную панель (на которой включен символ клавиатуры).
Назначение клавиш производится в специальной таблице. Всего есть десять страниц для горячих клавиш, по умолчанию страницы переключаются клавишами с цифрами. На горячие клавиши можно назначить любой файл.
Для каждой строки есть возможность назначить запуск от внешней функции. Для назначения можно просто перетащить нужный адрес внешнего управления на строку с файлом. Во второй колонке можно назначить функцию запуска от внешнего управления например remote(1) . При появлении на этом адресе значения более 127 файл из этой строки будет помещён на активную панель, а при значении менее 127 этот файл будет удалён с активной панели.
В третью колонку можно записать функцию управления яркостью. Яркость записывается в процентах и должна иметь значения от 0 до 100. Если для регулирования использовать внешнее управление - то нужно привести значение в диапазон 0..100, для этого можно записать так remote(1)/2.55 Таким образом получаем что сэмпл запускается от ручки 1 и его яркость тоже регулируется ручкой 1. Только для запуска тогда лучше написать remote(1)+125
Во время выполнения сэмпла можно открыть форму настройки. В этой форме для каждого сэмпла есть возможность регулировать некоторые значения. Результат регулирования сразу отражается на поведении сэмпла. Для сохранения произведённых изменений можно нажать кнопку "Сохранить версию как".
Используются для вычислений значений в сэмплах. Позволяют привести значения к необходимому диапазону. Можно сделать реакцию сэмпла на изменение значений в дистанционке или при изменении значений в адресе или группе адресов DMX.
арифметические знаки
| Генерация случайного числа
функция для манипуляции с данными DMX
функция звукового спектроанализатора
|
В "Фару" встроена сильно урезанная версия интерпретатора с языка BASIC - "Light BASIC". Параллельно могут выполняться несколько программ. Одна программа запускается вместе с сэмплами и находится в генераторах сэмплов - "редактор программ", вторая предназначена для работы дистанционного управления и располагается в дистанционке (REMOTE). Программы не имеют общих таблиц переменных или меток и работают независимо друг от друга. Общими являются только - область памяти DMX, область памяти REMOTE, и сэмплы на панелях. B интерпретаторе можно использовать большинство операторов, функций и выражений описанных в стандартном языке BASIC. Но есть и отличия.
Light Basic не совсем интерпретатор. Перед запуском программы происходит её предварительная проверка на соответствие синтаксиса, определение переменных и меток и если есть такие ошибки - программа не будет запущена.
В операторе ветвления IF ключевое слово THEN не используется можно использовать только GOTO <метка> (GOSUB <метка>).
Добавлены операторы для досрочного прерывания циклов - BREAK и CONTINUE
Для управления панелями встроены объекты LEFT, RIGHT, ACTIVE, INACTIVE, BOTH, SINGLE, THIS и OTHER соответственно левая, правая, активная - на которой фэйдер больше 50%, неактивная - на которой фейдер меньше 50%, обе панели и панель управления SINGLE. С помощью их методов можно загружать сэмплы, очищать панели, останавливать и запускать сэмплы на панелях и так далее. Ещё два объекта для управления панелями THIS и OTHER эти объекты служат для загрузки сэмплов из Бэйсика. THIS.SampleLoad загрузит сэмпл на ту панель в которой был запущен бэйсик, а OTHER.SampleStop остановит сэмпл на другой панели. И ещё объект REMOTE с помощью его методов можно управлять Фарой используя удаленные пульты.
Все переменные строковые, имена переменных всегда, обязательно начинаются с символа $. В начале исполнения программы в переменные записывается значение которое встретилось первый раз, этим можно пользоваться если нужно сохранить переменную как константу. Например в следующем коде:
в переменную $i будет записана строка 2+2 и она не изменится во время выполнения программы. Использование префикса $ в именах переменных значительно улучшает читаемость кода - так например встретившееся в тексте имя VS - это метка, а $VS - переменная. В любую переменную можно записывать как строку так и число, если вычислить значение невозможно - то значение переменной считается строкой.
Комментарии можно обозначать символом # или словом REM.
Кроме того встроено много функций которые управляют поведением программы ФАРА, в том числе загрузка сэмплов, регулировка положения кроссфейдера, ожидание или проверка различных состояний, прямое включение каналов DMX проверка состояния значений дистанционного управления REMOTE.
В строке первая находится команда или объект, за ней параметры, если они нужны.Строки программы поочередно считываются и выполняются. Строчные и прописные символы не различаются.На верхней панели есть кнопки управления программой.
"Запустить" - если файл программы загружен, он будет запущен, если не загружен - то будет предложено выбрать файл, который нужно запустить.
"Стоп" - останавливает выполнение программы и перемещает курсор на первую строку программы.
"Открыть" - открывает диалоговое окно для загрузки программы.
Сразу после запуска FARA запускает программу autorun.bas которая находится в папке /samples/ . В autorun.bas записываются действия которые должны быть выполнены для нормальной работы световых приборов и самой FARA, например включение питания приборов на свитчере установка необходимых параметров кроссфейдера, загрузка сэмпла включающего дежурный свет. Если какие то значения не должны изменяться во время работы, то эти значения должны быть установлены на обоих панелях Левой и Правой иначе при переключении кроссфейдера эти значения могут быть изменены.
Текст файла autorun.bas всегда загружается на закладку autorun.bas в редакторе и всегда доступен для редактирования. Если нажать кнопку запуска программы находясь на странице autorun.bas - то: текст программы autorun.bas будет сохранён и загружен во вторую закладку, на рабочий редактор и там запущен. Поэтому текст который находился на второй закладке будет перезагружен.
<Команды проверки времени
Методы объектов - панелей (LEFT, RIGHT, ACTIVE, INACTIVE, BOTH, SINGLE)
Команды загрузки файлов сэмплов
Команды управления Фарой, кроссфэйдером и мастером
| Команды ветвления и управления выполнением программы
Логические операторы
|
В тексте программы, вместо цифр или имён файлов можно использовать переменные. Переменные начинаются с символа $ и состоят из латинских букв и цифр, первый символ - буква. Символом для разделения дробной части является точка.
Управление передается на строку или место отмеченное меткой. Возврат из подпрограммы происходит как только выполнение программы дойдет до слова RETURN. Если RETURN не будет найден то возможно аварийное завершение программы из-за переполнения.
Используются следующие знаки сравнения
Для упрощения процедуры создания программ в меню "Помощь" есть мастер - помошник. Запускается из редактора Бэйсик в меню Помощь-Мастер. С его помощью можно создать MENU или QUE просто из папки в которой лежат нужные сэмплы. Первым делом в мастере необходимо выбрать папку для которой нужно сделать программу, затем включаем вкладку "Создать программу" и устанавливаем необходимые опции.
Например для случайного выбора сэмплов можно выбрать следующие опции -
Randomsample,
InActive,
Повторять в цикле,
Переключать панели,
Время работы сэмпла 15 с.
тогда мастер создаст программу которая будет каждые 15 секунд, в случайном порядке выбирать сэмплы из указанной папки, загружать их на неактивную панель, переключать кроссфейдер на неактивную панель, очищать предыдущую панель.
В пункты меню включаются названия которые есть в редакторе сэмплов - поэтому для создания меню эти названия нужно заполнить для удобства чтения меню. В открывшемся мастере выберите нужную папку, папки которые лежат ниже не открываются и в них можно размещать вспомогательные сэмплы и сэмплы из которых состоят Списки. После этого включите страничку "Параметры" на которой нужно включить нужные опции. Созданный текст нужно скопировать в буфер обмена и вставить в текст основной программы. Вложенные меню создаются этим же мастером. Для этого нужно сделать необходимое количество меню или que и переходы между ними сделать в виде вызова подпрограммы GOSUB.
Поскольку выполняется бесконечный цикл в котором постоянно контролируется сэмпл $samples\\sample.sc1- в ручную запустить этот сэмпл на левой панели неудастся. Остановить выполнение программы дистанционки можно, выполнив команду remote.stop в основной программе.
Управление может осуществляться при помощи WEBServer с установленной страничкой управления ФАРОЙ. Данные записываются в ту же область Remote начиная с адреса 0. В этом случае управление осуществляется любым устройством с интернет эксплорером подключенным к этой же сети. Используется IP адрес показанный в ФАРЕ и порт 10502. При использовании этого способа или Modbus IP, необходимо обеспечить постоянный IP адрес у компьютера с ФАРОЙ. Если установить html сервер, например OpenServer, на компьютер с ФАРОЙ то в сервере вместо IP адреса можно использовать переменную localhost.
В комплекте программ есть программа FaraRemote. Эта программа может быть запущена на любом другом компьютере который подключен к той же сети что и компьютер с ФАРОЙ. Если установить FaraRemote на планшет подключенный через WiFi, то получится пульт дистанционного управления ФАРОЙ. Реакция фары на изменения в области памяти REMOTE должна быть прописана в программе на Бэйсике. А сама программа должна выполняться в дистанционке или в основной программе. Кроме того реакцию на REMOTE можно записать в сэмплах "Зеркало". В сэплах скорость реакции будет выше.
Внешнее управление возможно всеми устройствами одновременно, однако нужно запрограммировать реакцию ФАРЫ на это управление так как по умолчанию ничего кроме буфера Remote не меняется. Для запуска сэмплов при изменении каких то адресов Remote - нужно записать это в пограмму и проследить чтобы эта программа была запущена. В сэмплах можно указать функцию remote(ADR_Remote) для изменения значений, например можно управлять движением сканера при помощи контроллеров МИДИ клавиатуры - но это нужно запрограммировать. Программу для дистанционного управления можно загрузить и запустить при помощи методов объекта REMOTE можно записать их в программу autorun.bas.
Программа - которая управляет поведением ФАРЫ в зависимости от внешнего управления может располагаться как в основной программе, так и в модуле дистанционного управления. Загрузка программы в модуль осуществляется в основной программе, как правило во время выполнения файла AUTORUN.BAS.
В тексте программы для дистанционного управления можно использовать все функции, команды и объекты также как и в основной программе исключением является только команды которые открывают дополнительные диалоговые окна - такие команды не выполняются. (MENU, WAIT). Команда Sleep выполняется с любым аргументом, но ни при каких значениях аргумента окно не открывается. Прервать выполнение Sleep можно только прервав выполнение программы.
Ещё одно замечание - если запуск сэмпла выполняется при помощи внешнего управления - то возможны конфликты при попытке ручного запуска или отключения этого сэмпла. Сэмпл может отключаться или включаться как бы самостоятельно.
Для создания последовательности включений света - очень удобно использовать программу scenario.exe. с её помощью можно сценарный план полученный от режиссёра, довольно быстро преобразовать в список сюжетов и наполнить их светом. В программе сценария нужно создавать кнопки включения пунктов сюжетов, для каждого пункта доступны регулировки различных таймеров, можно указать непосредственную панель для включения сэмплов из пункта. На закладке "Описание" можно записать текст для комментария пункта. На страничку "Сценарий" можно занести полностью сценарий для контроля работы программы.
Кроме этого есть страничка -"Трэкспот" на которой можно управлять пушкой из сканеров (если она запрограммирована) На верхнюю панель инструментов можно добавлять свои кнопки или регуляторы для управления параметрами ФАРЫ или эапущенными сценами.
Фара может принимать один поток Art-Net. В меню "Управление" - "Настройка внешнего управления" на вкладке Art-Net in можно указать параметры потока NET, SubNET, Universe. Для возможности объединения нескольких пультов можно ограничить диапазон потока и указать смещение для принимаемых данных. Галочка позволяет включить или выключить приём данных из потока Art-Net. Если включен Art-Net выход, то внимательно настраивайте Univese Фара может принимать данные которые посылает в Art-Net выход. Этим можно пользоваться во время наладки прорамм.
Фара может работать как web server. В меню "Управление" - "Настройка внешнего управления" на вкладке web server можно включить страничку которая будет доступна по IP адресу компьютера с ФАРОЙ. C помощью web странички можно включать / выключать адреса REMOTE или управлять приборами. Пароли которые устанавливаются при первом запуске ФАРЫ для первой странички - 11, для второй - 22, для третьей - 33. Пароли можно посмотреть/поменять в фале pass.word.
Фарой можно управлять по протоколу Modbus IP. В меню "Управление" - "Настройка внешнего управления" на вкладке Modbus IP можно включить обслуживание этого протокола. Фара будет доступна по IP адресу компьютера с ФАРОЙ. По проьоколу Modbus осуществляется обмен данными между Фарой и промышленными контроллерами или дисплеями. Доступны команды чтения и записи данных в области DMX и remote
Фарой можно управлять внешними устройствами по протоколу MIDI. В меню "Управление" - "Настройка внешнего управления" на вкладке Midi in можно включить обслуживание этого протокола. Фара записывает получаемые данные в область remote в соответствии с указанными функциями
Фарой можно управлять внешними световыми пультами по протоколу DMX. В меню "Управление" - "Настройка внешнего управления" на вкладке DMX можно включить вход DMX и выбрать устройство которое может принимать DMX в компьютер. Как правило - это контроллер типа B-512. Для работы нескольких пультов, можно ограничить диапазон принимаемых адресов и указать смещение.
Фарой можно управлять при помощи внешних устройств и пультов. Можно использовать МИДИ клавиатуры и контроллеры, промышленные устройства и пульты с интерфейсом Modbus IP, планшеты или телефоны с установленной программой управления по протоколу ArtNET, DMX пульты подключенные через контроллер USB DMX Access и webserver c управляющей программой. Устройства и пульты могут записывать свои данные в область памяти Remote. с адресами от 0 до 511. Обратите внимание что адреса Remote начинаются c 0 а не с 1 как у буфера DMX. Эта область памяти доступна через однострочные функции при написании сэмплов {remote(adr)}. По изменению любых данных в любом адресе можно запрограммировать необходимую реакцию ФАРЫ, например запуск сэмпла, или можно вывести полученное значеиние Remote непосредственно в DMX. Устройства подключенные по протоколу Modbus IP - кроме записи данных, могут считывать данные как из Remote так и из DMX. MIDI клавиатуры посылают два типа данных - НОТЫ и КОНТРОЛЛЕРЫ данные посылаемые как ноты записываются в область Remote с адресами 0..120, а к адресам контроллеров прибавляется 128 и записываются в область Remote в адресами 128..255. Данные посылаемые по MIDI имеют значения от 0 до 127 это нужно учитывать при написании программ. Для преобразование полученных данных можно использовать встроенные функции. Если строку функций оставить пустой то в область Remote будут заносится полученные по МИДИ данные.
Возможны комбинации принципов управления. И можно быстро переключать режим в любое состояние, однако такое разнообразие требует внимательной оценки задачи и правильного выбора способа её решения.
Для простого объединения сэмплов в сцену можно использовать сэмпл "СЦЕНА". Этот сэмпл позволяет запускать любое количество сэмплов одновременно или с заданной задержкой.
Для более точного управления или когда необходимо запускать и останавливать сцены по каким нибудь условиям, удобнее написать программу на Бейсике. Откройте редактор программ (Генераторы сэмплов - редактор программ (*.bas). В меню ПРОГРАММА выберите пункт - CОЗДАТЬ НОВУЮ. Сохраните файл командой СОХРАНИТЬ КАК, программу нужно сохранить в папке ПАПКАсФАРОЙ\samples\ или вложенных в неё и можно начинать вводить команды для ФАРЫ.
Программы можно создавать при помощи мастера. В редакторе программ выберите меню Помощь-Мастер и в открывшемся окне выберите папку для которой нужно создать программу. Мастер создаст программу для выбранной папки поэтому все необходимые сэмплы нужно предварительно скопировать в одну папку. Сэмплы для MENU или QUE сортируются по имени файла - этим можно воспользоваться если необходимо сгенерировать QUE для постановки света.
запускаем программу (F9) или кнопка с зеленым треугольником или меню ЗАПУСК - ВЫПОЛНИТЬ СНАЧАЛА. Попробуем выполнить ещё раз.
Что-то пошло не так? немного улучшим программу предварительно подготовим панели:
Если задач побольше и световые программы более разнообразны как например в ночном клубе или в Доме Культуры, то целесообразно написать простую программу управления на Бэйсике используя команду MENU.
Для этого можно воспользоваться мастером создания меню, предварительно скопировав необходимые сэмплы в одну папку. Такой подход позволит выполнить предварительные включения оборудования и управлять светом неподготовленному персоналу, например звукооператору ил DJ-ею. Если вам необходимо поэкспериментировать или поучиться программированию то вы можете установить Фару в другую папку чтобы не испортить основную программу и эксперементировать на другой копии ФАРЫ. Самый простой способ оздания меню - это скидать все необходимые сэмплы в одну папку и запустить мастера подготовки MENU. С помощью этого мастера можно быстро создать MENU или QUE. После создания программы её нужно скопировать в буфер обмена и вставить в основную программу. При необходимости можно сделать подменю при помощи подпрограмм.
Цвета пунктов меню можно менять. Цвета хранятся в файле MenuColors.ini котороый находится в папке с Фарой. Для выбора цвета можно воспользоваться диалогом выбора цвета. В диалоге есть кнопка которая копирует цвет в clipboard и его можно вставить в нужную строку.
Ниже представлен образец програмы на Бэйсике для ручного управления при помощи созданного меню. Его можно модифицировать для вашей задачи, по крайней мере нужно записать в неё ваши сэмплы, и использовать. Для этого выделите и скопируйте текст программы, откройте редактор программ в меню "Генераторы Сэмплов" и вставьте этот текст командой вставить (ctrl+V), программу можно запустить сразу, но целесообразно подготовить автоматический запуск. В меню выберите команду "сохранить как", выберите папку ПапкаСФарой/samples/ и сохраните программу с имененем например start.bas.
После этого загрузите программу ПапкаСФарой/samples/autorun.bas будьте внимательны если в нём есть команды, проанализируйте для чего и кем они написаны. Вставьте в него следующую строку
и сохраните этот текст командой "файл-сохранить как" в файл ПапкаСФарой/autorun.bas, если такой файл уже есть вам будет предложено заменить его. Теперь после запуска Фары будет запущена эта программа. Если необходимо, то можно скрыть главное окно программы, для этого раскоментируйте команду HIDE.
Ещё один пример использования меню. В программе загружается сэмпл на свободную, неактивную панель, затем на эту панель переводится кроссфейдер. После окончания переключения кроссфедера, пассивная панель очищается и вновь включается меню выбора программы. Данный способ позволяет плавно переключать свет без резких выключений.
Для создания световой партитуры спектакля очень удобно использовать функцию QUE. Данная функция позволяет создать MENU с большим количеством строк. Причем строки выполняются последовательно. Переход на следующюю строку происходит по нажатию на Enter. можно вызвать предыдущий пункт нажав одновременно ctrl+Enter.
Следующий пример показывает структуру программы для организации очереди
и вместо них вставьте следующие строки. Для работы необходимо подготовить ваши сэмплы и вставить их в текст. Эта несложная программа на Бэйсике позволит значительно расширить количество разнообразных программ для света.
Очень часто, досадным ограничением является нехватка адресов DMX. ФАРА предлагает относительно простое решение - каскадное включение контроллеров. При таком включении первый контроллер (Мастер) рассылает команды управления всем остальным контроллерам по интерфейсу DMX или Art-Net. То есть все контроллеры кроме первого должны иметь вход DMX. В качестве мастера можно использовать пульт дистанционного управления "Утилиты"-"Пульт управления". На пульте нужно включить режим передачи Art-Net и все ФАРЫ собрать в одну сеть, тогда всеми ими можно будет управлять с одного пульта. Количество каскадов не ограничено, если не хватает адресов - просто добавь ФАРУ. Каждая ФАРА управляется своим компьютером - поэтому в каждом каскаде должен быть компьютер. Такое решение повышает надежность всей системы. Работа каскадов определяется программой на Бэйсике - для примера, ниже приведён вариант системы управления в котором мастер рассылает номер программы который должны запустить каскады всем или выбранному каскаду. И всем каскадам передаётся состояние регулятора яркости.
В таблице приборов мастера нужно включить прибор FARA/Cascade с именем Fara1. Адрес прибора нужно будет вставить у всех каскадов в программу в переменную с именем $StartNum. Если изменить адрес каскадов - его нужно переписать во всех программах.
Если нужно передавать каскадам состояние яркости (Мастера) - то на первом контроллере нужно запустить программу master.bas.
Яркость передаётся в двух байтах прямой и инверсный, это позволяет реагировать только на правильную передачу, например при отключении мастера - состояние яркости не будет изменятся.
Для запуска программ на каскадах нужно
На каскадах должна работать программа slave.bas в которую нужно внести изменения определяющие реакцию каскада на команду Мастера. В папке $samples\\demo\\Cascade есть программы которые можно подредактировать и использовать. Кроме программ в этой папке есть первая 1000 сэмплов для запуска программ на каскадах.